Лесовозная техника в нашей стране меньше чем за 70 лет прошла путь от первых хлыстовозов до современных гигантов. Вообще, это направление долго оставалось без внимания отечественных конструкторов, разработка оборудования для перевозки леса началась только в 50-ых годах прошлого века.
Первым в СССР автомобилем с полным приводом, созданным специально для нужд лесной промышленности, стал МАЗ-501. Благодаря полному приводу и большому клиренсу, он отличался высокой проходимостью и мог работать в условиях бездорожья и снега до полуметра глубиной. Минский автомобильный завод выпускал эту модель с 1956 по 1966 годы.
Затем на смену МАЗ-501 пришёл бескапотный полноприводный лесовоз МАЗ-509 со сдвоенными задними скатами, постоянным приводом всех колёс и лебёдкой, предназначенной для работы с 2-осными роспусками ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Во время движения порожняком лебёдка позволяла фиксировать роспуск на платформе близь коника. В 1973 году лесовозу МАЗ-509 был присвоен государственный знак качества СССР, подтверждавший высокий стандарт производства.
Кстати, семейство прицепов ТМЗ-803А – уникальная разработка конструкторов Тавдинского механического завода (Свердловская область) – изначально создавалось для армейских нужд. Прицепы-роспуски грузоподъёмностью до 15 тонн оснащались тормозной системой и имели складывающееся дышло. Их массовое производство началось в Тавде в 1962 году.
Сегодня автопоезда-хлыстовозы САВ сочетают лучшие традиции отечественного автопрома и новейшие конструкторские решения. В состав хлыстовозного автопоезда входит автомобиль-лесовоз с грузовой площадкой, с поворотным коником и лебедкой погрузки прицепа и прицеп-роспуск с поворотным коником, со складным дышлом. Крестовая сцепка автопоезда направляет колеса прицепа в колею тягача. Дышло прицепа складывается при его погрузке на площадку автомобиля. Поворотные коники автопоезда повышают устойчивость автопоезда во время движения и делают перевозку хлыстов более безопасной. Откидные стойки коников с противоположным управлением открывания дают возможность безопасно разгружать пачку хлыстов в любую сторону.
Возможна установка лесовозного оборудования на базовое шасси разных производителей по выбору заказчика.
На фото: МАЗ-509П на переднем плане, за ним следует его предшественник - лесовоз МАЗ-501, 1970 год;
- автопоезд-хлыстовоз САВ.