До середины 1930-х годов в СССР вообще не производили самосвальную технику, всё закупали за океаном. С развитием технического прогресса потребность в ней стала нарастать, и в 1935 году на Ярославском автомобильном заводе запустили в серию первый советский самосвал ЯС-1 грузоподъемностью 4 тонны.
Управление подъемом и опусканием кузова осуществлялось двумя расположенными в кабине самосвала рычагами, процесс подъёма и спуска занимал не более 25 секунд. Разгрузка шла только через задний откидной борт. Для первых самосвалов были приобретены готовые комплекты подъемников американской компании Heil, но дальше завод начал делать оборудование самостоятельно, скопировав образец.
Почти одновременно выпуск самосвалов начался и на Горьковском автомобильном заводе. Там за основу выбрали американский шарнирный самосвал на базе Ford AA, который разгружался под действием тяжести собственного кузова. Опытный образец грузоподъёмностью 1,2 тонны был представлен в том же 1935 году, самосвалу присвоили индекс ГАЗ-С1, причём буква «С» обозначала не «самосвал», а фамилию вождя Революции Якова Свердлова, которому посвятили новую разработку. Кузов вместимостью 1,1 куб. м изготавливали из листового железа толщиной 3,5 мм. Без груза он фиксировался в транспортном положении запорным крюком, которым через систему рычагов и тяг управлял водитель. На самосвальной раме установили механизм из рычагов, роликов, направляющих и тяг, обеспечивающий опрокидывание гружёного кузова и возврат в исходное положение.
К 1940-му году ГАЗ-С1 заменил более совершенный ГАЗ-410. Во время Великой Отечественной войны для экономии металла его выпускали без дверей, лишь с одной фарой, без передних тормозов и передачи заднего хода. Он получил простейшие крылья из гнутого кровельного железа и брезентовый навес кабины вместо крыши. И если в 1943 году двери – сначала деревянные, а потом цельные металлические – вернули, то крылья и крыша остались без изменений.
Главным недостатком первых отечественных самосвалов было то, что при недостаточной массе груза или простой неисправности самосвальный механизм часто не срабатывал. Тогда водители, сдавая задним ходом, резко нажимали на тормоз, и платформа опрокидывалась под воздействием смещения груза, а чтобы вернуть платформу на место, нужно было резко затормозить при движении вперёд. Еще один конструкторский недостаток: в опрокинутом положении кузов почти касался земли и рабочим приходилось лопатами отгребать груз в стороны, чтобы машина разгрузилась до конца. Впрочем, это было время активного поиска новых решений, и до появления первых тяжёлых – от 20 тонн - отечественных самосвалов оставалось уже совсем недолго.
На фото: ГАЗ-410 послевоенного выпуска с брезентовой крышей и современные автопоезда-самосвалы САВ (серия «Алроса») грузоподъемностью около 80 тонн.